Страница учителя-дефектолога

Алейникова Юлия Алексеевна. Визитная карточка

Рекомендации родителям от учителя-дефектолога.

Безусловно, многие дети испытывают затруднения в учебе. Затруднения усугубляются в случае, если в работе с такими детьми используют методы и приемы, рассчитанные на «среднестатистического ученика», без учета индивидуальных особенностей.

«Усредненный подход» негативно влияет на психофизическое здоровье школьников, что выражается в таких последствиях как: повышение уровня утомляемости, снижение восприятия, ухудшение запоминания, пребывание ребенка в ситуации стресса и пр. В результате у детей формируется негативное отношение к учебе и школе в целом и, как следствие, проблемы в обучении.

Задача учителя-дефектолога – помочь ученикам в организации качественного педагогического процесса.

Диагноз «задержка психического развития» ставят детям, центральная нервная система которых отличается ограниченной функциональностью. Главным признаком нарушения познавательного развития у детей с задержкой психического развития являются некоторые особенности их мышления. По сути, что отличает мышление от других психологических процессов? Главное отличие — это связь мыслительной деятельности с решением поставленных задач. Именно в мышлении производятся практические и теоретические выводы.

Дети способны научиться использовать имеющиеся навыки для решения разных задач, а также умеют абстрагировать и группировать. Развитие мышления у детей с ЗПР возможно и необходимо. Примечательно, что уровень наглядно-действенного мышления у ребят с ЗПР практически не отличается от его уровня у детей с нормальным психическим развитием. Большинство детей справляются с поставленными заданиями, если объяснить им его несколько раз и попросить быть внимательными. Особенности наглядно-образного мышления в этом случае связаны с резким падением результатов при малейших отвлекающих факторах. Чтобы дать ребенку возможность справиться с заданием, развивающим его наглядно-действенное мышление, достаточно будет оградить его от внешних раздражителей.

В целом же можно отметить, что дети с ЗПР, несмотря на видимые недостатки мыслительных процессов, имеют перспективу в отношении овладения учебным материалом и в будущем могут стать обычными детьми.

Как развивать мышление в начальных классах у детей с задержкой психического развития? Предлагаем Вашему вниманию ряд увлекательных игр, которые прекрасно развивают такие мыслительные операции, как сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификацию.

  1. Игра «Кто кем (чем) будет?»

Игра хороша тем, что можно играть и компанией и вдвоем с ребенком где угодно. Задавайте друг другу вопросы, следите, чтобы ребенок, отвечая на вопрос, грамотно склонял имена существительные.
Кем будет яйцо? (может быть птенцом, крокодилом, черепахой, змеей.)
– цыпленок – петухом;  мальчик – мужчиной; теленок – коровой или быком бумага – книгой;  снег – водой; вода – льдом;  семечко – цветком; мука – блинчиками и т. д.
2. Игра-наоборот: «Кто кем был?».
– лошадь – жеребенком
– цветок – семенем

  1. «Кто это?» – знакомимся с профессиями.

Для игры хорошо иметь карточки с изображением людей разных профессий и инструментов.
1 вариант: Задаем вопросы: кто лечит больных? Кто учит детей в школе? Кто готовит обед? Кто работает на тракторе? Кто разносит письма и газеты? Кто шьет платье?
2 вариант: Вопросы: что делает дворник? Что делает доктор? Что делает электромонтер? Что делает учитель? Что делает шофер? Что делает маляр? Что делает парикмахер?
3 вариант: Придумываем загадки. Например, этот человек работает на улице, у него есть метла, лопата.
4 вариант: «Кому что нужно?» Что нужно почтальону? Что нужно парикмахеру? И наоборот: кому нужны ножницы? Кому нужна иголка?

  1. «Отгадай предмет по описанию».

Условия игры те же, что и в предыдущей. Но задача здесь сложнее. Нужно не только найти правильные определения предметов, но и правильно согласовать по родам прилагательные и существительные, а так же знать такие понятия как мебель, овощи, фрукты, насекомые, домашние и дикие животные и т.п.
Дикое животное, живет в лесу, большое, лохматое, любит мед.
Дикое животное, хитрая, рыжая, с пушистым хвостом.
Насекомое, с разноцветными крыльями, похожа на цветок.
Транспорт, большой, тяжелый, с крыльями и хвостом.
Овощ, красного цвета, круглый, его кладут в салат и в борщ.
Сладкая, маленькая, в красивой бумажке.

  1. Упражнение «Кто без чего не обойдётся».

Помогает ребёнку научиться выделять существенные признаки. Взрослый зачитывает ряд слов. Из этих слов надо выбрать только два, самых важных, без чего главный предмет не может обойтись. Например, сад… какие слова самые главные: растения, садовник, собака, забор, земля? Без чего сада быть не может? Может ли быть сад без растений? Почему?.. Без садовника… собаки… забора… земли?.. Почему?
Каждое из предполагаемых слов подробно разбирается. Главное, чтобы ребёнок понял, почему именно то или иное слово является главным, существенным признаком данного понятия.

Примерные задания:
Сапоги (шнурки, подошва, каблук, молния, голенище);
Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода);
Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед);
Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила);
Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово);
Война (самолёт, пушки, сражения, ружья, солдаты);
Школа (учитель, ученики, столы, стулья, книги, тетради).

Рекомендации родителям от учителя-дефектолога.

Если в вашей семье появился ребенок с интеллектуальной недостаточностью, вы должны понимать, что жизнь не остановилась и нужно жить дальше, воспитывая своего ребенка и любя его такого, какой он есть.  Воспитание в семье ребёнка с нарушением интеллекта – ответственная задача, так как важнейшим в процессе воспитания любых детей, и особенно детей с нарушением интеллекта, является понимание состояния ребенка, прежде всего родителями. Но для того, чтобы достичь наилучших результатов, нужно обратиться за квалифицированной помощью к специалистам, как можно раньше начать продуманное и целенаправленное воспитание и обучение, создать все необходимые условия в семье, которые соответствуют состоянию ребёнка.

При обучении в школе у детей с нарушением интеллекта главной причиной трудностей в обучении является недостаточная сформированность познавательных процессов. У таких детей отмечается замедленный темп созревания эмоционально-волевой сферы. Значительное отставание и своеобразие обнаруживается в мыслительной деятельности. У таких детей наблюдаются недостатки памяти, внимания и мышления.  Отставание в мыслительной деятельности и особенности памяти наиболее ярко проявляются в процессе решения задач, связанных такими компонентами мыслительной деятельности, как анализ, синтез, обобщение и абстрагирование. Эмоции детей с интеллектуальной недостаточностью не зрелы, что чаще всего становятся причиной их неправильного поведения. Чрезвычайно важна способность  к волевым усилиям. Ребенок, вместо «хочу» должен заставить себя делать то, что надо.

Учитывая все выше сказанное, этим детям необходим особый подход. Требования к обучению, учитывающие особенности детей с нарушением интеллекта:

–  Занятия проводить в хорошо проветриваемом помещении, обращать внимания на уровень освещенности и удобство размещения ребенка;

–     Тщательный подбор наглядного материала для занятий и его размещение таким образом, чтобы лишний материал не отвлекал внимание ребенка;

–  Контроль за организацией деятельности детей на занятиях: важно продумывать возможность смены на занятиях одного вида деятельности другим, включать в план занятий физкультминутки;

–  Необходимо следить за реакцией, за поведением каждого ребенка и применять индивидуальный подход.

Родителям всегда нужно помнить о режиме дня. Правильный режим дня играет огромную роль в жизни ребенка, его нужно приучать к распорядку дня. Взрослея дети трудно воспринимают то, что от них требуют, а именно: правильную организацию времени бодрствования и сна, а это очень важно ведь у детей нарушена волевая регуляция, ее нужно формировать. Дети любят стабильность, и малейшие изменения в режиме начинают их утомлять.

Необходимым условием обучения является определенный уровень умственной зрелости ребенка. Умственная готовность определяется познаниями ребенка об окружающем мире, о живой и неживой природе, о некоторых социальных явлениях и систематизированностью этих представлений. Ребенок должен уметь делать простые обобщения, т. е. находить сходство в предметах и объединять их по выявленным признакам в группы, а также распознавать различия в сходных предметах и явлениях.   Чтобы помочь в этом ребенку с нарушением интеллекта, родители должны обращать его внимание на цвет, форму, величину и другие свойства предметов, учить сравнивать их с целью обнаружения сходных и различных признаков; объяснять причину и результат явлений, происходящих вокруг. Дети с интеллектуальной недостаточностью сами не проявляют умственной активности, не задают вопрос «Почему?». К этому их надо побуждать, создавая такие ситуации, в которых ребенку придется решать несложные задачи, находить выход. Взрослые не должны давать им готовые ответы, а обязаны помогать в поисках способов действия. Учите их планировать свою работу, обдумывать решение, осуществлять самоконтроль. Активизации мыслительной деятельности, развитию способности анализировать,

Чем бы не занимались родители с ребенком, они непременно должны обращать внимание на его речь. Речевая готовность подразумевает правильное произношение всех звуков родного языка, навыки словообразования и грамматически верного оформления высказываний, умение связно рассказывать и пересказывать. Очень важно, чтобы ребенок с особенностями в развитии понимал разговорную речь и сам владел ею. Родители должны постоянно следить за тем, как он произносит слова, правильно ли строит фразы, использует ли слова по назначению.

Для успешного обучения большое значение имеет определенный уровень развития осмысленной памяти. У детей с интеллектуальной недостаточностью память снижена. Они с большим трудом запоминают новый материал. Исследования свидетельствуют, что память таких детей можно значительно улучшить при условии систематической и целенаправленной работы, поэтому родители должны использовать любую возможность, чтобы научить детей приемам запоминания и припоминания. Наибольшие возможности для обучения приемам осмысленного запоминания представляет классификация. Ребенок в процессе классификации создает группу. Он называет каждую картинку, а затем дает им общее название. Через некоторое время нужно спросить у ребенка, какие предметы были изображены на картинках. Можно поиграть с ребенком в следующие игры: «Назови, что запомнил», «Слушай и повторяй», «Запомни слова».

Не следует забывать и о том, что для формирования навыка письма необходима ручная ловкость, координированность движений, развитие моторики мелких мышц кисти. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности.У детей с интеллектуальной недостаточностью общая моторика слабо развита. Движения мелких мышц руки отличаются плохой координированностью, напряженностью. Важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления ребенка в школу.

Труд также служит средством физического воспитания детей, поскольку происходит развитие зрительно-двигательной координации, мелкой моторики, совершенствуются движения, их координация и согласованность. Большое значение имеет формирование произвольности движений в процессе трудовых действий. Достижение трудовых целей, их результаты доставляют радость детям, вызывают эмоциональный отклик.

Труд способствует как физическому, так и психическому развитию ребёнка. В процессе труда ребёнок обогащается различными понятиями, учится понимать свойства предметов, производить анализ, выделять отдельные признаки из целого комплекса и овладевает умением их использовать. В процессе овладения трудовыми навыками происходит укрепление памяти, внимания. Труд повышает общий тонус, воспитывает точность движений, которые становятся более целенаправленными и упорядоченными.

Необходимо привлекать таких детей к работе по дому. Этот труд должен быть посилен и правильно организован. Надо также воспитывать у детей умение одеваться и раздеваться, класть вещи на место в определённом порядке; надо прививать им умение сидеть, вставать при разговоре со старшими, ловкость повседневных движений. Эти нормы поведения важны для всей жизни ребёнка с интеллектуальной недостаточностью.

При выработке у «особых» детей навыков необходим наглядный показ и многократные повторения. При этом следует подчеркнуть, что любовь к детям должны служить источником большой терпеливости и настойчивости.

По мере взросления ребенка большое место в воспитательной работе должно занимать формирование социального опыта. В зависимости от интеллектуальных возможностей детей он будет неодинаков. Прежде всего необходимо научить детей правилам поведения в общественных местах: в транспорте, в магазине, на улице и т.д. Дети должны знать правила уличного движения, правила проезда на городском транспорте, выполнять соответствующие требования. Иногда дети не используют эти знания в жизни, во всем полагаясь на родителей. Между тем, умение самостоятельно ездить на городском транспорте является одной из предпосылок более успешной социальной адаптации в дальнейшем.

Детей следует знакомить с учреждениями социально-бытового назначения, прежде всего с различными магазинами – продовольственными и промтоварными, их отделами. Следует объяснить им назначение этих магазинов, учить совершать покупки. Многие из детей с интеллектуальной недостаточностью способны совершать покупки самостоятельно. Сначала ребенок совершает покупки вместе со взрослым. Приучать его к этому нужно постепенно, многократно повторяя одни и те же действия. Сначала ребенок может лишь подавать чек продавцу и просить подать ему покупку. Затем он учится выбивать чек в кассе. Следует помнить, что начинать надо с одной вещи, стоимость которой доступна пониманию ребенка. Постепенно ребенок приучается осуществлять покупку вместе со взрослым, с помощью взрослого и, наконец, самостоятельно.

Таким образом, родители, обладая определенными знаниями, могут очень многое сделать для своего ребенка, помочь ему адаптироваться в жизни. Дети, которые проходят школу жизни вместе с родителями, имеют больше возможностей для своего развития. Поэтому, чем больше усилий приложено родителями к воспитанию и обучению ребенка, тем более благоприятной будет его судьба.

Игры на развитие мышления.

Мышление – одна из высших форм деятельности человека. Это социально обусловленный психический процесс, неразрывно связанный с речью. Предлагаемые игры помогут научиться детям рассуждать, сравнивать, обобщать, делать элементарные умозаключения – иными словами, самостоятельно мыслить.

«Бывает – не бывает» Называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если – нет, то мяч надо отбить.

Ситуации можно предлагать разные: папа ушел на  работу; поезд летит по небу; кошка хочет есть; почтальон принес письмо; яблоко соленое; дом пошел гулять; туфли стеклянные и т.д.

«Угадай по описанию» Взрослый предлагает угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) он говорит и дает описание этого предмета.          Например: Это овощ. Он красный, круглый, сочный (помидор). Если ребенок затрудняется с ответом, перед ним выкладывают картинки с различными овощами, и он находит нужный. «Что будет, если…»

Ведущий задает вопрос – ребенок отвечает. «Что будет, если я встану ногами в лужу?» «Что будет, если в ванну с водой упадет мячик? Палка? Полотенце? Котенок? Камень?» и так далее. Затем меняйтесь ролями. «Неоднозначные ответы» Заранее обдумайте вопросы, на которые возможны неоднозначные ответы. Когда ребенок ответит на ваши вопросы, возможно вы будете очень удивлены. Такого ли ответа вы от него ожидали? Маленькие примеры: «Шерсть у нашей кошки очень….» ; «Ночью на улице очень…»; «У людей есть руки, для того чтобы …»; «Я заболел потому, что …» «Что на свете колючее?»

Попробуйте вспомнить вместе с ребенком, что на свете есть колючего? Иглы у ели и ёжика, швейные иголки и булавки, шипы роз и шиповника, папин подбородок…. Назовите несколько колючих объектов, возможно ребенок добавит к ним другие. Например, назовите сами ёлку, ёжика, иглы и булавки. А когда гуляете в парке или в лесу найдите колючие растения, покажите ребенку шипы. Для чего они нужны растению? Наверняка, ребенок вспомнит вашу игру и сам добавит находку к категории «колючих вещей».

Можно поиграть и с другими свойствами. «Что на свете холодное?», «Что на свете круглое?», «Что на свете липкое?». Только слишком много сразу свойств не спрашивайте. Лучше что-то одно. Главное, чтобы ребенок запомнил принцип и включал в группу, допустим, «колючих вещей» все новые и новые объекты.

 

Прокрутить вверх