Долгополова Т.Ф.

Здравствуйте! Меня зовут Татьяна Фёдоровна Долгополова, я являюсь учителем-логопедом в МБОУ «Лицей № 20 имени В. П.Поляничко». Моей целью является коррекция и профилактика нарушений чтения и письма, которые являются самыми распространенными формами речевой патологии у младших школьников.

Логопедическая работа в школе – это деятельность, которая помогает детям с теми или иными особенностями более доступно и успешно овладеть образовательным процессом, тем самым адаптируя ребёнка к школьным условиям. Чем лучше у ребёнка развита устная речь, тем легче он овладеет в школе письмом и чтением. А чем богаче и правильнее речь у ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем лучше его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Самое незначительное расстройство речи может отразиться на деятельности и поведении ребенка. 

Вашему ребёнку я могу помочь в следующих аспектах:

Обследование устной и письменной речи школьников: для выявления речевых проблем я использую диагностический инструментарий, состоящий из психолого-педагогических методик обследования и специального стимульного материала. Результаты диагностики состояния артикуляционной аппарата, фонематического восприятия, лексико-грамматического строя речи, связной речи, общей и мелкой моторики позволяют составить максимально объективную и подробную картину развития речи школьника, что даёт возможность сформировать верный коррекционный маршрут с учётом индивидуальных и психофизических особенностей школьника.

Коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи: я обучаю школьников грамматическим особенностям построения языка, навыкам звукового анализа и синтеза. На моих занятиях делается акцент на развитие понимания и осознанного восприятия речи, обогащение словарного запаса, развитие навыков словообразования и словоизменения, формирования простых и сложных предложений.

Обучение грамоте: в своей работе я применяю специальные игровые упражнения и задания для формирования представлений об основных лингвистических понятиях (звук, буква, слог, слово, предложение) и развития слухового внимания, навыков звуко-слогового анализа и синтеза (умение определять место звука в слове, деление слов на слоги).

Формирование и коррекция навыков каллиграфии: для формирования красивого почерка мы занимаемся развитием общей и мелкой моторики, графических навыков, зрительно-пространственных представлений, работаем над улучшением координации движений и развитием чувство ритма. На занятиях используем такие методы: штриховка, графические диктанты, пальчиковая гимнастика, специальные упражнения для развития пространственной ориентации и глазомера, физкульминутки.

Консультативная работа: я понимаю, что, эффективность работы намного повысится, когда её активным участником становится родитель моего ученика, который будет хорошо ориентирован в основных коррекционных направлениях нашей работы, поэтому для обучающихся, родителей и учителей проводятся консультации и тренинги, разрабатываются и распространяются памятки, буклеты.

Комплексный подход к преодолению речевого дефекта предполагает участие в нем родителей, которые смогут закрепить все речевые умения и навыки в процессе повседневной жизни, используя для этого прогулки, экскурсии, посещение театра, уход за растениями и животными, помощь взрослым дома и на даче.

Я абсолютно уверена, что родителям необходимо находиться в тесном контакте со специалистами, что позволит не только успешно осуществлять коррекцию недостатков речи детей, но и обеспечить успешное овладение ими учебной деятельностью и адаптацию к жизни.

Рекомендации для родителей

В последнее время в общеобразовательной школе наблюдается увеличение количества детей с нарушениями чтения и письма (дислексия и дисграфия).

Нарушения устной и письменной речи нередко сочетаются с недостаточностью развития мелкой моторики, несформированностью пространственных отношений, временных понятий, восприятия цветов и оттенков, счетных операций. Любое нарушение речи влияет на психическое и эмоционально-волевое развитие ребенка. Ребенок с хорошо развитой устной и письменной речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре или досуге.

И наоборот, невнятная и неграмотная речь школьника затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. К 6-7 годам дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными.

В своих рекомендациях я хотела, чтобы вы запомнили те упражнения, игры, которые помогут вашим детям преодолеть нарушения чтения и письма. Итак, приведу примеры несколько игр:

«Что за слово?» Предлагаем ребёнку определить задуманное слово. Для этого нужно выделить в каждом слове (на слух или по картинке) первый звук. Из первых звуков каждого слова нужно составить другое слово: лес, игла, санки, арбуз – лиса.

«Измени слово». Предлагаем ребёнку добавить в начале слова звук, чтобы получилось новое слово. Например, оса — коса, рак – мрак, арка — парка, Аня-Ваня, лень-олень.

«Угадай-ка». «Пишем» на спине или на ладошке ребёнка пальцем любую букву. Просим отгадать, какая это была буква.

«Будь внимательным». Диктуем ребёнку различные слоги, причём некоторые слоги можно продиктовать несколько раз (ба, ра, но, ба, ги, ша, ры, бан, ок, но, ба и т.д.). Затем даём задания:  найти одинаковые слоги; найти слово, которое есть среди слогов.

«Корректор». Для этого потребуется любой текст с крупным шрифтом. Предлагаем ребёнку зачеркивать в тексте нужные буквы (в течение 5 минут). Начинаем с вычёркивания одной буквы. Позже переходим к работе с двумя буквами: одну зачёркиваем, другую – обводим. Работаем с теми буквами, которые неправильно пишет или путает ваш ребёнок.

«Слово рассыпалось» Ставим перед ребёнком задачу: собрать «рассыпавшееся» слово. Сначала собираем слово из слогов, например, мо, са, лёт — самолёт. Затем можно собирать из звуков: л, о, с, н — слон, п, а, м, л, а -лампа.

«Склеенное предложение». Предлагаем ребёнку следующую запись: Медведьспитвберлоге. Нужно разделить запись на слова вертикальными чёрточками или разрезать ножницами.

Такие игровые упражнения уменьшают количество дисграфических ошибок и способствуют усвоению учебного материала.

Уважаемые родители, я призываю вас проявлять истинный интерес ко всему, что связано с обучением, поверьте в собственные силы и возможности Вашего ребёнка, пусть он почувствует Вашу поддержку и достигнет успех!

Консультация

В последнее время в общеобразовательной школе наблюдается увеличение количества детей с нарушениями чтения и письма (дислексия и дисграфия).

Заглянем к школьнику в тетрадку. О наличии дисграфии говорят следующие типы ошибок:

  • Ошибки в ударных слогах, например, «рОдость» вместо «рАдость».
  •  Пропуск букв.
  • Недописывание слов и букв. Например, «стака…» вместо «стакаН»
  • Перестановка слогов. Например, «ябколо» вместо «яблоко».
  • Повторение одной и той же буквы. Например, «МагазиМ» вместо «магазин».
  •  Буквы «б», «в», «э», «з», цифры «4», «3», «5» перевернуты в другую сторону (зеркальное письмо).
  • Замены букв согласных «б-п», «з-с», «ж-ш», «в-ф»,»д-т», «г-к» (кроме сомнительных согласных); «ш-щ», «ч-ц», «п-т», «з-ж», «с-ш»и т. д.
  • Частичное отсутствие пробелов между словами.
  • Нарушения границ предложения: ребёнок не замечает конца предложения, не ставит точки и продолжает писать следующее предложение с маленькой буквы.

Нарушения устной и письменной речи нередко сочетаются с недостаточностью мелкой моторики, несформированностью пространственных отношений, недостаточностью временных понятий, восприятия цветов и оттенков, счетных операций. Любое нарушение речи влияет на психическое и эмоционально-волевое развитие ребенка. Ребенок с хорошо развитой устной и письменной речью  легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре или досуге.

И наоборот, невнятная и неграмотная речь школьника затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. К 6-7 годам дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными.

В своих рекомендациях я хотела, чтобы вы запомнили те упражнения, игры, которые помогут вашим детям преодолеть нарушения чтения и письма. Итак, приведу в пример несколько  игр:

«Что за слово?» Предлагаем ребёнку определить задуманное слово. Для этого нужно выделить в каждом слове (на слух или по картинке) первый звук. Из первых звуков каждого слова нужно составить другое слово: лес, игла, санки, арбуз – лиса.

«Измени слово». Предлагаем ребёнку добавить в начале слова звук, чтобы получилось новое слово. Например, оса — коса, рак – мрак, арка — парка, Аня-Ваня, лень-олень.

«Угадай-ка». «Пишем» на спине или на ладошке ребёнка пальцем любую букву. Просим отгадать, какая это была буква.

«Будь внимательным». Диктуем ребёнку различные слоги, причём некоторые слоги можно продиктовать несколько раз (ба, ра, но, ба, ги, ша, ры, бан, ок, но, ба и т.д.). Затем даём задания: — найти одинаковые слоги; — найти слово, которое есть среди слогов.

«Корректор». Для этого потребуется любой текст с крупным шрифтом. Предлагаем ребёнку зачеркивать в тексте нужные буквы (в течение 5 минут). Начинаем с вычёркивания одной буквы. Позже переходим к работе с двумя буквами: одну зачёркиваем, другую – обводим. Работаем с теми буквами, которые неправильно пишет или путает ваш ребёнок.

. «Слово рассыпалось» Ставим перед ребёнком задачу: собрать «рассыпавшееся» слово. Сначала собираем слово из слогов, например, мо, са, лёт — самолёт. Затем можно собирать из звуков: л, о, с, н — слон, п, а, м, л, а -лампа.

«Склеенное предложение». Предлагаем ребёнку следующую запись: Медведьспитвберлоге. Нужно разделить запись на слова вертикальными чёрточками или разрезать ножницами.

Такие игровые упражнения уменьшают количество дисграфических ошибок и способствуют усвоению учебного материала.

Уважаемые родители, я призываю вас проявлять истинный интерес ко всему, что связано с обучением. Дайте ребенку поверить в собственные силы. Пусть он каждый день чувствует свой успех, делает какие-то маленькие «открытия» для себя.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх