Алейникова Юлия Алексеевна. Визитная карточка

Меня зовут Алейникова Юлия Алексеевна. Я — учитель-дефектолог МБОУ «Лицей № 20 имени В.П.Поляничко».

Свою работу в качестве учителя-дефектолога я начинала в 2005 году в учреждении для детей с нарушением зрения. Я твердо убеждена, что в основе работы с особыми детьми должно лежать понимание их, огромное терпение и большое желание им помочь.

Каждый ребенок — особенный! Он приходит в наш мир со своей неповторимой индивидуальностью и несет в себе от природы определенный потенциал. Но некоторые дети не попадают под придуманные обществом стандарты. Они другие. В последние годы произошел целый ряд изменений в российской системе образования.  В школах появилась инклюзивное образование.

Инклюзивное обучение, или инклюзия — это совместное обучение обычных детей и детей с ограниченными возможностями в общеобразовательной школе и других учреждениях. Создание условий для получения образования детьми с учетом их психофизических особенностей следует рассматривать в качестве основной задачи в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья.

Меняется содержание образования, технологии обучения и оборудование. Но несмотря на это главная роль в обучении и воспитании детей остается за педагогом. Особую роль в этом процессе отводится дефектологу, именно он в состоянии оказать помощь особым детям.

Отвечая современным требованиям, МБОУ «Лицей №20 имени В.П.Поляничко» создает на своей базе специальные условия, позволяющие предоставлять вариативные формы обучения детям с ОВЗ в соответствии с учетом их возрастных особенностей, внутренних ресурсов, состояния здоровья и индивидуальных возможностей.

Профессия дефектолога находится на стыке медицины и педагогики. На нем лежит ответственность за помощь семьям в принятии и умении жить с особыми детьми, научиться правильно общаться и поддерживать своего ребенка. И дефектолог, владеющий знаниями, различными методами, приемами работы помогает развиваться, двигаться вперед пусть и маленькими шагами.

Содержание коррекционной работы – это фактический материал, который должны усвоить дети, на базе которого они могут адекватно ориентироваться в окружающей действительности и успешно войти в общеобразовательный процесс. Элементы содержания коррекционной работы направлены на формирование социально-адаптивных знаний, получаемых детьми в результате непосредственного контакта с предметом и явлениями реального мира.

 Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми ОВЗ в школе.

В современной образовательной сфере достаточно актуальна проблема здоровьесбережения. Это проблема возникла по ряду причин, наиболее значимой из которых рост количества школьников ОВЗ в учебных заведениях. В процессе обучения необходима систематическая работа по сохранению и укреплению здоровья детей. Для этого создается комплексный подход в организации здоровьесберегающего пространства в образовании для детей с ОВЗ.  Если в начальной школе внедрить здоровьесберегающие технологии, они помогут решить важнейшие задачи – сохранить здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни. Поэтому вовремя начатое и правильно организованное обучение таких детей позволят предотвратить или минимизировать вторичные по своему характеру нарушения. Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода, относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения — обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

К средствам и методам здоровьесберегающих технологий относятся средства двигательной направленности, оздоровительные силы природы и гигиенические факторы. Это физические упражнения, физкультминутки и подвижные игры, эмоциональные разрядки и различные гимнастики (зрительная, моторная, дыхательная). К оздоровительным силам природы относятся занятия на свежем воздухе, гигиенические факторы (соблюдение санитарно-гигиенических требований) способствуют укреплению здоровья и стимулируют развитие адаптивных свойств организма.

Здоровьесберегающие технологии для школы:

Физкультурная минутка — динамическая пауза во время интеллектуальных занятий. Проводится по мере утомляемости детей. Это может быть дыхательная гимнастика, легкие физические упражнения.

Упражнения стоя.

1. Поднять руки вверх, отводя ногу назад, сделать вдох, вернуться в исходное положение (основная стойка — выдох). То же самое другой ногой.

2. Ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1-2 — развести локти в стороны, сводя лопатки — вдох, 3—4 — исходное положение — выдох.

3. Ноги на ширине плеч, кисти к плечам. Вращение в плечевых суставах назад. 4. Ноги на ширине плеч, кисти к плечам. Наклон корпуса вперед с прямой спиной.

5. Соединить кисти рук за спиной (сверху то правая, то левая рука).

6. Ноги на ширине плеч, руки в стороны. Вращение рук назад.

7. Поднимание прямых рук через стороны вверх — вдох. Возвращение в исходное положение — выдох.

8. Ноги на ширине плеч, руки за спиной. Боковые наклоны корпуса в сторону на выдохе.

Пальчиковая гимнастика — применяется на уроках, где ученик много пишет. Это недолгая разминка пальцев и кистей рук.

«Колечко».

1. Соединять вместе большой пальчик с другими.

2. Обязательно проследить, чтобы образовывались ровные «колечки».

3. Провести упражнение поочередно на одной и другой руке.

4.  Одновременно соединять пальцы на двух руках.

«Кулачок, ладошка, ребро».

1. Сжать кулачки, легонько постучать по поверхности парты.

2. Разжать кулаки, постучать по парте ребром ладошки.

3. Сменить положение руки, осуществить постукивание по поверхности ладонями.

        Не рекомендуется делать резкие рывки – пользу принесут расслабляющие плавные движения рук.

Пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять, (Сжимают и разжимают кулачки.)

Мы пошли в лесок гулять.

Этот пальчик по дорожке, (Загибают пальчики, начиная с большого.)

Этот пальчик по тропинке,

Этот пальчик за грибами,

Этот пальчик за малиной,

Этот пальчик заблудился,

Очень поздно возвратился.

Снеговик.

Раз, два, три, четыре, пять, (Загибают пальчики по одному, начиная с большого.)

Мы во двор пришли гулять. («Идут» по столу пальчиками.)

Бабу снежную лепили, («Лепят» комочек двумя ладошками.)

Птичек крошками кормили, (Крошащие движения всеми пальчиками.)

С горки мы потом катались, (Ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки.)

А ещё в снегу валялись. (Кладут ладони на стол то одно, то другой стороной.)

Все в снегу домой пришли. (Отряхивают ладошки.)

Гимнастика для глаз —  Проводится в ходе интеллектуальных занятий.

Гимнастика для глаз-упражнение для естественного восстановления зрения.

Как делается гимнастика для глаз? Она делается без очков. При этом лицо неподвижное. Работают только глаза. Резких движений глазами делать нельзя.

Первое упражнение:

Подняли глазки вверх. Вниз. Вверх. Вниз. Поморгали.

Второе упражнение:

Скосили глаза вправо. Влево. Вправо. Поморгали.

Третье упражнение. «Диагонали»:

Подняли глаза вправо-вверх. Потом лево-вниз. Вправо-вверх, влево- вниз. Поморгали.

Обратная диагональ. Влево-вверх, вправо-вниз. Влево-вверх, вправо-вниз. Поморгали.

Четвертое упражнение. «Прямоугольник»:

Прямоугольник рисуем глазами. Подняли глазки наверх, верхнюю сторону, боковую, вниз, нижнюю, вверх. Поморгали.

В обратную сторону прямоугольник. Верхнюю, боковую, вниз, нижнюю, вверх. Поморгали.

Пятое упражнение «Циферблат»:

Представьте огромные часы, переносица — это начинаются стрелки. Мы по кругу оглядываем цифры циферблата. Подняли на двенадцать часов глаза и пошли по кругу. Поморгали. По часовой стрелки и против.

Шестое упражнение «Змейка»:

Глаза в сторону и начинаем с хвоста рисовать змейку глазами. Вверх-вниз, вверх- вниз, вверх –вниз, вверх. Назад, вверх-вниз, вверх-вниз, вверх-вниз.

Рисуем глазами кривую синусоиду. Сначала справа налево, затем слева направо.

Тренажер В.Ф. Базарного один из примеров движения глазами во время зрительной гимнастики.

Смена видов деятельности — это целесообразное чередование различных видов деятельности на уроке (устная работа, письменная, игровые моменты и пр.). Проводится с целью предупреждения быстрой утомляемости и повышения интереса учащихся.

Артикуляционная гимнастика— к ней можно отнести работу по развитию речи, считалки, ритмические стихи, устные пересказы, хоровые повторения, которые используются на уроках не только для умственного, психологического и эстетического развития, но и для снятия эмоционального напряжения.

Релаксация — проводится во время интеллектуальных занятий для снятия напряжения или подготовки детей к восприятию большого блока новой информации. Это может быть прослушивание спокойной музыки, звуков природы, мини-аутотренинг.

Это перечень лишь самых популярных и общедоступных здоровьесберегающих технологий, которые может использовать любой родитель и учитель-предметник во время организации учебного процесса.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх