Страница учителя-логопеда

Долгополова Т.Ф.
Володина Елена Владимировна

Донские традиции здорового образа жизни современных школьников

Советы родителям от учителя — логопеда

Если у Вашего ребенка стоит диагноз РАС, придерживайтесь основных  правил. Это поможет Вам заинтересовать ребенка, создать бóльший контакт и периодически выводить его на непродолжительную коммуникацию.

  1. Играйте. Дети учатся и познают мир через игру. Через неё же они обучаются речи. Пробуйте разные игры, чтобы определить, от каких Ваш ребенок получает максимальное удовольствие. Старайтесь также вводить игры, направленные на социальное взаимодействие, например, пение, рисование, сюжетно-ролевые сценки. Во время игр находитесь рядом с ребенком, чтобы он слышал и видел Вас.
  2. Говорите с ребенком как можно чаще и, желательно, на одном языке. Повторяйте за ним его действия, подражайте звукам, которые он издает. Это вызовет доверие и поспособствует взаимодействию, улучшит коммуникацию и выведет на диалог.
  3. Используйте визуалы. Разъясняйте ребенку с помощью визуальных составляющих: картинок, жестов, мимики. Зрительные контакты создают основу для развития речи.
  4. Создайте «личное» пространство. Несмотря на регулярные упражнения по созданию коммуникации, также важно предоставлять ребенку возможность говорить и делать то, что хочет он сам.
  5. Выдерживайте паузы. Когда Вы задаете вопрос или видите, что Ваш ребенок хочет что-то, не нужно понимать его с полуслова и выполнять любое желание в ту же секунду. Дайте ему возможность выразить свое желание словом или жестом.
  6. Спрашивайте. Вопросы — это стандартный прием, подтверждающий, что ребенок понял сказанное. При этом не задавайте сложных вопросов, ограничьтесь базовыми.
  7. Говорите много, но просто и медленно. Не нужно говорите сложными предложениями, постарайтесь максимально упростить свою речь. Следите за артикуляцией – хорошо, если ребенок будет видеть Ваши губы. Это поможет ему понимать, что Вы говорите, а затем – подражать Вашей речи. Если ребенок еще не говорит, пробуйте произносить слова по отдельности.
  8. Хвалите ребенка. Часто и много. За каждый маленький успех, за внимание, даже если по итогу ему что-то не удалось.
  9. Будьте гибкими. Помните о том, что дети непостоянны. Различные виды поведения могут указывать или быть причиной переутомления или замешательства. Умейте сократить или облегчить задание. Старайтесь проявлять терпение. Помните, что ласка и забота мамы – самое важное для малыша, особенно в период раннего развития.

РАС — это неврологическое нарушение развития с разнообразными симптомами, которое поддается коррекции при правильном и своевременном воздействии. Ранняя диагностика речевых нарушений и их коррекция позволят ребенку овладеть основными формами коммуникативного поведения и научат приспосабливаться к требованиям современного общества. Вот почему родителям следует быть очень внимательными к своему ребенку!

Консультация логопеда

Нарушение речи у детей с РАС – одно из основных симптомов данного расстройства. Оно стоит наряду с нарушениями социального взаимодействия и поведенческих действий. Именно поэтому родителям детей, у которых стоит диагноз РАС, важно понимать, что нарушение речи практически неизбежно, а ее развитие – процесс достаточно долгий и скрупулезный, подходить к которому надо со всей ответственностью и пристальным вниманием.

Речевые нарушения у детей с РАС

Патологии речи у детей с диагнозом РАС – очень распространенная проблема, с которой приходят к логопедам. Причем нарушения могут проявляться в различной степени и разных формах, а могут сочетаться между собой, создавая комплексное нарушение речи. Из типичных симптомов можно выделить трудности установления контакта и коммуникации, монотонность поведенческих факторов, ЗРР, алалия, эхолалия, штамповая речь и слабый невербальный функционал.

Какие бывают нарушения речи у детей с аутизмом?

  • Алалия (полное отсутствие речи). Встречается у большинства детей с РАС (от 25-30% до 50%, исходя из различных исследований).
  • Эхолалия (неконтролируемое повторение слов или фраз, услышанных где-то). Обычно данное нарушение характеризуется неуместным воспроизведением тех или иных словосочетаний, а также отдельных слов.
  • Тахилалия (беглый темп речи). Ребенок воспроизводит большое количество слов, фраз, отчего создается иллюзия развитой речи. При этом отсутствует понимание сказанного.

Позднее появление в лексиконе обращений, а также трудности в построении диалога. При этом монологическая речь развита хорошо. Ребенок может часто говорить сам с собой, но не способен поддержать коммуникацию с кем-то. Он редко обращается к собеседнику по имени и не использует местоимения в качестве обращений «ты», «вы» и т.д.

Позднее появление в речи личных местоимений (в особенности 1-го лица единственного числа «я»), а также их неправильное употребление в речевой деятельности. Ребенок может говорить о себе, используя местоимения второго и третьего лица («ты», «он» и т.д.). Говоря о других, также может быть путаница местоимений.

  • Нарушения грамматического строя речи. Неправильное произношение окончаний, неверное использование глаголов и падежей, некорректное сочетание слов в предложениях, искажение частей речи и т.д.
  • Непонимание смыслового значения слов, сложности в усвоении сказанной информации, применение собственных неологизмов (придуманные слова).
  • Слабая мимика, отсутствие жестов и интонаций при разговоре.
  • Нарушения звукопроизношения (сигматизм, ротацизм, ламбдацизм и т.д.).
  • Нарушения мелодики речи (изменение темпа, ритма и высоты голоса).

Таким образом, речь ребенка с РАС систематически подвергается множественным искажениям при произношении, иногда носящим комплексный характер.

Специалисты выделяют несколько видов нарушения речи

у детей с РАС:

  1. Первичный мутизм (отсутствие развития речи с рождения или задержка развития речи). В данном случае начало гуления, лепета, слов, фраз – всё происходит с существенной задержкой. При этом понимание речи тоже нарушено. Этот вид речевых патологий обусловлен выраженной степенью умственной отсталости или сенсомоторной алалией в сочетании с аутизмом.
  2. Стандартное развитие речи до 2 — 2,5 лет с последующим

глубоким (до алалии) падением. При данном виде нарушения общее развитие речи поначалу проходит по общепринятым нормам, иногда даже опережая их. Вовремя начинается гуление, лепет и первые слова. Вскоре они переходят в фразы, а затем происходит регресс.

  1. Стандартное развитие речи до 2 — 2,5 лет с дальнейшим регрессом (2 – 6 лет) и частичным восстановлением к 7 годам. Также, как и в предыдущем типе, развитие речи происходит в срок, затем — упадок, но к 7 годам речь восстанавливается, правда, в искаженном варианте, сопровождаясь эхолалией и другими нарушениями.
  2. ЗРР в сочетании с комплексным нарушением речи. В данном случае развитие речи происходит с существенной задержкой. Далее речь сопровождается различными нарушениями, зачастую комплексными.
  3. Ложное развитие речи. При данном виде речевая функция развивается согласно нормам, быстро пополняется лексикон, отсутствует эхолалия. Лишь постепенно (после 4-5 лет) становится понятно, что речевая деятельность не выполняет свою основную функцию. Ребенок не может поддержать диалог, отсутствуют коммуникативные навыки, речь состоит из заимствованных слов и речевых штампов, характерна монологическая речь.

Таким образом, развитие речи у детей с аутизмом характеризуется весьма специфическими чертами и во многом зависит от того, проходит ли коррекция, и когда она была начата. Только в случае должного коррекционного вмешательства полное формирование речи у детей с РАС может быть достигнуто к концу дошкольного возраста. Именно поэтому, если у ребенка стоит диагноз РАС, необходимо как можно раньше обращаться к специалистам и курсами проходить коррекцию по развитию речи.

Развитие речи у детей с РАС

Нарушение речи у детей с аутизмом – это неизбежное следствие, к которому приводит патология. Поэтому коррекционная работа по формированию речевых навыков должна начинаться с развития мозга, в особенности тех его участков, которые отвечают за коммуникативный навык и когнитивные функции.

Для запуска речи у детей с РАС коррекционные занятия должны быть направлены на:
1. Стимуляцию мозговой активности.
2. Облегчение восприятия новой информации.
3. Проявление интереса к окружающему миру.
4. Социализацию в обществе.
5. Нейтрализацию агрессии.
6. Развитие невербальной речи, речевого дыхания и артикуляционного аппарата.

В коррекционной работе с ребенком также важно создать эмоционально-положительный настрой, направленный на коммуникативное взаимодействие. Необходимо простроить работу таким образом, чтобы малыш регулярно переживал приятные эмоции, устанавливал эмоциональный контакт со взрослым, получал достаточное количество сенсорной информации и через игру познавал новые социальные смыслы.

Более того, и в коррекционной работе со специалистами, и в домашних условиях необходимо делать упор на развитие всех органов чувств. Для этого подбираются различные сенсорные игры (зрительные, слуховые, тактильные, двигательные, обонятельные, вкусовые). Подходят игры с красками, водой, звуками и ритмами, сыпучими и пластичными материалами, а также с продовольствием (для развития органа вкуса).

Таким образом, развитие речи ребенка с РАС должно иметь комплексное воздействие, направленное на работу всех мозговых функций.

 

Прокрутить вверх